Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Индивидуализация образовательного процесса дошкольников, как необходимое условие выполнения ФГОС ДО

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.

В общих положениях ФГОС ДО

Пункт 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Пункт 3.2.5. — раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.

  • Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми;
  • Выражения своих чувств и мыслей.
  • Поддержку детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т.д.).

Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.

Индивидуальный подход Индивидуализация образования
Цель: Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности
Способы общения: прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности
Тактика: диктат и опека сотрудничество и партнерские отношения
«Хороший ребенок» следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий
Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему

под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта
Вывод: Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание норм (стандарт, требование программы), подготовить для занятия разноуровневые задания Индивидуализация распространяется на каждого ребенка: от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализм

ИОП Киреева Клапчук 294

ИОП Клочкова Саганова 294